Реализация программы «Развития»
Содержание
- Концептуальные идеи и принципы образовательной политики школы.
- Ценностные приоритеты развития школы
- Социальная миссия школы
- Базовые ценности школы
- Концептуальная модель компетентностей педагога
- Анализ потенциала развития школы
- 2.1 Организация образовательного процесса
- 2.2 Воспитательная система
- 2.3 Система дополнительного образования
- Условия сохранения здоровья школьников
- Состояние материально-технического обеспечения и систем безопасности школы
- Характеристика системы управления
- Анализ потенциала развития школы
- Обоснование решения проблемы программно — целевым методом
- Механизм реализации программы
- План реализации направлений и мероприятий по выполнению Программы развития
- Финансовое обеспечение Программы развития
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 6
г. Шахты Ростовской области
на 2006 — 2010 годы
Паспорт
Наименование Программы | Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 г. Шахты Ростовской области на 2006 — 2010 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы | Решение Совета Учреждения № 1 от 29.08.2005 |
Основной разработчик Программы | Педагогический коллектив школы №6 под научным руководством к.п.н., директора Шахтинского филиала ГОУ ВПО «Ростовский Государственный Педагогический университет» Е.В. Богачевой и директора школы Г.С.Мельниковойответственные:
|
Цели и задачи Программы | Основная стратегическая цель Программы:
Стратегическими задачами Программы являются:
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
|
Основание для разработки программы |
|
Сроки и этапы реализации Программы | 2006-2010 годы. На первом этапе (2006 год) предусмотрена работа, связанная с созданием и корректировкой моделей развития школы по отдельным направлениям, их апробацией.
На втором этапе (2007 год) приоритет отдается мероприятиям, направленным на закупку оборудования (модернизацию материальной инфраструктуры образования МОУ СОШ № 6), осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы. На третьем этапе (2008-2010 год) реализуются мероприятия, направленные в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах |
Объемы и источники финансирования Программы | финансирование Программы осуществляется:
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
|
1. Концептуальные идеи и принципы образовательной политики школы
В 2006 году школе присвоен статус «школа с углублённым изучением математики», и поэтому программа развития школы — это система мер, направленных на создание условий для достижения нового образовательного результата за счет изменения содержания и технологий обучения, активного использования тех из них, которые формируют информационно-коммуникационную компетентность, навыки самообучения, опыт ответственного выбора, опыт самоорганизации и становления ценностных ориентиров, обеспечение индивидуально — дифференцированного подхода к каждому ребёнку, а также предоставление возможности ученику выбора профиля обучения.
Концептуальные основания программы развития во главу угла ставят представления о выпускнике школы №6 и о качестве образовательного процесса.
Выпускник представляется конкурентно-способным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды, диктуемым рынком. При этом выпускнику школы присущ социальный оптимизм, базирующийся на хорошей школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и непрерывном стремлении к самосовершенствованию.
Успешная самореализация выпускника в современных условиях потребует от него много сил и хорошего здоровья, а значит, у выпускника должна быть воспитана персональная ответственность за собственное здоровье, потребность в здоровом образе жизни. Для педагогического коллектива важно сохранить психическое и физическое здоровье школьников.
Для выпускника школы значимы такие общечеловеческие ценности, как гуманизм, доброта, справедливость, сострадание к ближним.
Чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, выпускник должен обладать универсальной подготовкой, ключевым компонентом которой должны стать:
- развитие у ученика самостоятельности и чувства персональной ответственности за качество собственного образования;
- развитие у учеников волевых качеств путем вовлечения их в посильную для каждого из них исследовательскую, творческую деятельность;
- развитие способностей и готовности к самореализации и самообразованию;
- побуждение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности.
Программа модернизации российской школы одним из основных результатов деятельности ОУ определила набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданской, правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этого результата определена необходимость создания принципиальных условий:
- разгрузка учебного материала;
- вариативность и личностная направленность системы общего образования, включая изменения методов и технологий обучения;
- развивающая направленность образования.
Все устремления педагогического коллектива по развитию личности выпускника побуждают его к активному использованию деятельностно-развивающей технологии, предусматривающей содружество, сотворчество, партнерство. Обучение носит коммуникативный характер. В свою очередь это требует инновационных процессов в образовании, конечной целью которых является внедрение в образовательную деятельность ролевых игр, методов моделирования жизненно-практических ситуаций, социально- психологических тренингов.
Особое место отводится методу проектов, который позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников. Проектная деятельность позволяет изменить ракурс взаимоотношений учителя и ученика, обогатить жизненный опыт и тех и других, а также накопить опыт совместного решения проблем.
Важным стимулом для формирования личных достижений учеников являются устремления педагогов к профессиональному и творческому росту. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу.
Исходя из вышеизложенного, мы выделяем приоритетные направления развития учебного заведения:
- дальнейшее развитие математического образования как системообразующего компонента образовательного учреждения;
- организация всей учебно-воспитательной деятельности в режиме нестандартного развивающего обучения (проектная методика, моделирование жизненно-практических ситуаций, социально-психологические тренинги, индивидуализация и профильность);
- стабильный творческий рост педагогов школы и развитие педагогического коллектива на основе организационной культуры;
- развитие системы государственно-общественного управления школой;
- обеспечение комплексной безопасности обучающихся и сотрудников школы, включая сохранение и развитие здоровья.
Основными принципами развития школы являются — качество инновационность, конкурентоспособность. Цели развития школы: сохранение, приумножение достижений и тенденций поступательного движения к новому качеству образования; создание условий для наиболее полной реализации политики повышения качества образования с учетом современных социально-экономических процессов в России, культурно – образовательного потенциала города, а также для удовлетворения возрастающих потребностей и расширяющегося спектра, запросов и ожиданий заказчиков образовательных услуг и партнеров школы.
1.1 Ценностные приоритеты развития школы
- Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру.
- Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса: учащихся, родителей, учителей, муниципальной системы управления образованием.
- Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей.
- Создать механизм самопроектирования дальнейшей жизнедеятельности школы.
- Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебного процесса.
- Разработать эффективный механизм согласования целей и преемственности между блоками: начальная — средняя, неполное — полное среднее образование.
- Разработать индивидуальные карты профессионального роста педагогов.
- Ввести систему платных услуг в школе для улучшения реализации целей развития школы.
- Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Продолжить работу по дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся школы.
- Создать максимально благоприятные условия для опытно-экспериментальной работы в школе.
- Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования, стремиться к разработке новых образовательных и учебных программ на интегративной основе.
- Создать постоянно действующую систему информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте и об опыте создания и использования новых педагогических технологий.
- Оптимизировать систему внешних связей школы.
1.2 Социальная миссия школы
Социально-педагогическая миссия школы состоит в удовлетворении образовательных потребностей жителей микрорайона; обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы и всех субъектов образовательного процесса творческих, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям в окружающей среде (социальной, природной), адекватно оценивающих свои способности и возможности в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.
Миссия школы также и в том, чтобы показать, как можно формировать социально успешную личность (как среди учащихся, так и среди педагогов), на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития, а не следования готовым “престижным” социальным сценариям.
1.3 Базовые ценности школы
В своей деятельности школа основывается на совокупности ценностей, которые являются этической базой, основанием для ее развития.
Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя жителем Донского края и хранителем его исторического и культурного наследия. Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом. Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития. Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности. Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.
Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
- осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;
- стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;
- стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;
- атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;
- безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
- стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.
1.4 Концептуальная модель компетентностей педагога
Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как:
- наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
- способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
- способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности;
- стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
- наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
- наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
- готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
- освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях тотального нарастания информационных потоков;
- принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании;
- осознание понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
- наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
- сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
- осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
2. Анализ потенциала развития школы
Школа № 6 – образовательное учреждение, ориентированное на обучение и развитие учащихся с высоким уровнем познавательной активности.
Школа была открыта в 1937 году. В 2005 году закончен капитальный ремонт здания.
В 2006 году произошло увеличение количества классов и реальной наполняемости школы:
2005г – 27 классов — комплектов – 681учащийся (1- экстерн; 2-на семейном обучении, 5 «надомников»);
2006г – 28 классов — комплектов – 701 учащийся (2- экстерна; 2- на семейном обучении, 5 «надомников»), что связано с объективными причинами: окончанием капитального ремонта, введением в действие столовой и буфета, спортивного зала, оборудованной спортивной площадки и как следствие — востребованность образовательных услуг школы у жителей микрорайона.
По данным социально-педагогического мониторинга, в 2007 и 2008 годах прогнозируется дальнейшее увеличение количества первоклассников.
По результатам независимой экспертизы уровня освоения образовательных программ выпускниками начальной, основной и средней (полной) школы, проведённой Региональным представительством Федерального центра тестирования в 2005 году учащиеся показали высокий уровень и качество обученности:
Предмет | Класс | Уровень обученности | Качество обученности |
---|---|---|---|
Математика
Литературное чтение Русский язык Окружающий мир Алгебра Русский язык Биология География Информатика Физика |
4а
4а 4б 4б 9а 9а 9б 9б 11а 11б |
100%
100% 96% 100% 100% 89% 100% 96% 100% 100% |
87%
80% 85% 85% 86% 74% 66% 72% 69% 86% |
В целом для школы характерно высокое качество образования учащихся:
- количество отличников ежегодно составляет 9-10% от общего числа учащихся;
- окончивших учебный год на «4» и «5» — более 60 %;
- за последние 5 лет 37 выпускников школы награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении».
В ОУ нет учащихся отчисленных, исключённых или оставивших школу по причине неуспеваемости.
Данные результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов за 2002-2005:
Годы | 2002-2003 уч. год | 2003-2004 уч. год | 2004-2005 уч.год | |||
Успеваемость | Уровень обучен. | Качествообучен. | Уровень обучен. | Качество обучен. | Уровень обучен. | Качество обучения |
11 классы | 100% | 76% | 100% | 78% | 100% | 78% |
9 классы | 97% | 62% | 100% | 61% | 100% | 63% |
Результаты участия в эксперименте по введению ЕГЭ
Параметры\средний балл | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 |
Результаты ЕГЭ по русскому языку:
|
55,8
49,93 |
58,1
45,98 |
55,3
45,98 |
Результаты ЕГЭ по математике:
|
58,35
50,1 |
62,8
46,72 |
60,3
47,08 |
Если проанализировать поступление в вузы выпускников школы, то за последние годы прослеживается тенденция востребованности технических вузов, что позволяет говорить о правильности ориентации школы на математический профиль на старшей ступени обучения, обоснованность введения углубленного изучения математики и сотрудничества с ВУЗами: Южно-Российским Государственным Университетом Экономики и Сервиса и Шахтинским Филиалом Южно- Российского Государственного Технического Университета.
Год | Поступили в ВУЗы | ВУЗы математической и технической направленности | |||
Кол-во уч-ся | % | Кол-во уч-ся | % | ||
2004 | Всего: 63 | 57 | 90,5 | 48 | 84% |
матем. кл. :22 | 20 | 91 | 17 | 85% | |
2005 | Всего: 58 | 51 | 88 | 34 | 66,6% |
матем. кл. : 17 | 16 | 94 | 14 | 87,5% | |
2006 | Всего:51 | 45 | 88 | 37 | 82% |
матем. кл. :21 | 20 | 95,2 | 17 | 85% |
Традиционно школа активно ведет экспериментальную работу и участвует во многих образовательных проектах:
- Введение профильного обучения.
- Областная пилотная площадка по внедрению регионального компонента государственного образовательного стандарта по истории.
- Внедрение УМК А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой.
- Реализация идей развивающего обучения в начальной и основной школе.
- Внедрение УМК «Гармония» на первой ступени обучения.
- Реализация идей развивающего обучения в начальной и основной школе.
- Внедрение УМК «Гармония» на первой ступени обучения.
Положительные результаты учебных достижений учащихся связаны с характеристиками педагогического коллектива. Последние годы школа не испытывает дефицита в педагогических кадрах. Ведется преподавание всех предметов, предусмотренных учебным планом. Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя – профессионала, творческой личности, о чем свидетельствует качественная характеристика педагогического коллектива: из 48 педагогов 92% имеют высшее образование, 27% — высшую квалификационную категорию, 31% — первую, 29% — вторую; обучается в аспирантуре 1 человек; имеют почетные звания: «Заслуженный учитель РФ» — 1, «Отличник народного образования» — 2, «Почетный работник общего образования РФ» — 1 награжденный; Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации – 7 награжденных.
В школе созданы условия наибольшего благоприятствования для инновационных процессов, вовлечения в поисковую творческую деятельность максимально широкого круга учителей, сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого — педагогическому образованию и самообразованию. За последние годы повысили свой профессиональный уровень на различных курсах 100 % педагогов школы:
2004 год-14 человек;
2005год- 20 человек;
2006 год- 37 человек, в том числе:
- по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в социальной сфере, управление образованием» — 5 чел;
- курсы и семинары по проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения – 6 чел.;
- курсы по подготовке экспертов по аттестации педагогических и руководящих кадров, ОУ – 2 чел.;
- курсы по программе «Управление образованием» (подготовка к аттестации на высшую категорию) – 8 чел.;
- курсы по внедрению информационных технологий – 39 чел.;
- семинар по внедрению здоровьесберегающих технологий – 5 чел.;
- семинар по внедрению интерактивных методов обучения – 27 чел.;
- научно- методический семинар по внедрению УМК по Истории Донского края — 3 чел.;
- практические семинары: «Личностно-ориентированные технологии»; «Технология педагогического процесса, основанная на коммуникативном подходе» — 32 чел.
Содержание и результаты работы педагогического коллектива были отмечены присвоением звания «Школа года». Работа ОУ и отдельных педагогов по различным направлениям неоднократно отмечалась Благодарственными письмами и грамотами Министерства образования РО, администрацией города и МУ Департамент образования.
В школе принята и успешно реализуется программа «Одаренные дети». Коллектив учителей ведет целенаправленную работу с одаренными детьми по разработанному плану.
Свидетельством высокого качества образовательного процесса в школе являются достижения обучаемых и педагогов в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах.
2004 | 2005 | 2006 | ||||||||||
федер.,
областн |
город.. | школьн | федер.,
областн |
город.. | школьн | федер.,
областн |
город.. | школьн | ||||
Учебная деятельность | Победители олимпиад | участ. | 6 | 16 | 1 (обл) | 9 | 17 | 2 (обл) | 11 | 18 | ||
Конкурс исследовательских краеведческих работ | участ. | участ. | 3 место | |||||||||
Конкурс «Кенгуру» | участ. | участ. | участ. | |||||||||
Итоги конкурса знатоков английского языка | участ. | участ. | ||||||||||
Конкурс сайтов ОУ | участ. | участ. | участ. | 4 м. | ||||||||
Областные Интернет-олимпиады по предметам естественно-научного цикла | участ. | участ. | 2м.
физика |
|||||||||
Областной фестиваль юных математиков | участ. | участ. | 2м
(9-11) |
|||||||||
Межгосударственная конференция одарённых школьников
«Авангард-Intel» |
участ.
(10-11) |
|||||||||||
Донская Академия юных исследователей | участ. | участ. | участ. | |||||||||
Художественно-эстетическое направление | Конкурс «Открывается занавес» | финал | 2 м. | |||||||||
Городской смотр художественной самодеятельности учащихся ОУ «Мир начинается с детства» | участ. | Дипл. II ст. | Дипл.
I ст. |
|||||||||
Городской литературно – творческий конкурс «Анатолий Калинин – гордость Донского края» | Диплом
побед. |
|||||||||||
Смотр конкурс детского рисунка на противопожарную тем. | 1м | участ. | 1м. | |||||||||
Конкурс по спортивным бальным танцам | 3м
1м |
3м | ||||||||||
Городской конкурс «Цветы над степью» | участ. | 1м
3м |
||||||||||
Конкурс декоративно прикладного творчества | 2м | |||||||||||
Международный конкурс юных вокалистов
(Г..Санкт-Петербург) |
Дипл.
I ст. «Вокаль-ное на-родное пение» |
|||||||||||
Конкурс юных дизайнеров | участ. | участ. | ||||||||||
АРТ Фестиваль «Город будущего» | участ. | участ. | Дипл.
I ст. |
|||||||||
Техническое творчество | Городской конкурс технического творчества | участ. | участ. | 3м. | 1м | |||||||
Городские соревнования по трассовому автомоделизму | участ. | участ. | 3м | |||||||||
Городской конкурс авиамоделей | участ. | участ. | 3м | |||||||||
Городской конкурс судомоделей | участ. | участ. | 2м | |||||||||
Городские соревнования по автомодельному спорту | участ. | участ. | 1м | |||||||||
Патриотическое направление | Городская игра «Отвага» | участ. | участ. | участ. | ||||||||
Городская краеведческая конференция | 3м | |||||||||||
Городской конкурс сочинений «Моя роль в международных отношениях», посвященное Дню народного единства. | 2м | |||||||||||
Конкурс юных дипломатов «Мир без конфликтов» | 2м | |||||||||||
Пропаганда здорового образа жизни | Конкурс «Молодежь против СПИДА, против наркотиков» | участ. | участ.
(благ) |
участ.
(благ) |
||||||||
«Соревнования классов, свободных от курения» | участ. | участ. | участ. | |||||||||
«Мир без наркотиков» | участ. | участ. | участ. | |||||||||
Физкультурно –спортивная деятельность | Конкурс по ПДД «Безопасное колесо» | участ. | 2м | 2м
3м |
||||||||
«Шиповка юных» | участ. | участ. | 3м | участ. | ||||||||
Первенство по тхеквондо (ВТФ) | Победитель Россия,
побед ЮФО Дп.I ст |
Побед. | ||||||||||
Первенство ДЮСШ по плаванию | участ. | 1м | ||||||||||
Греко-римская борьба | 2м | 2м | ||||||||||
Триатлон | 3м | |||||||||||
Настольный теннис | 1м | 1м
2м ЮФО |
3 место | |||||||||
Городские соревнования по ОФП юношей допризывного возраста | участ. | участ. | 2м | 2м | ||||||||
Туристско – краеведческий слет | участ. | участ. | 3м
1м 5м |
|||||||||
Всероссийский день бега «Кросс нации» | 3м
(дев.) |
|||||||||||
Легкая атлетика | участ. | 2м | 1м |
2004 год:
- Мельникова Г.С. (в составе творческой группы) – грант Министерства образования и науки РФ за разработку Модели государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в условиях профильной школы; благодарность Министерства образования и науки РФ за активное участие и большой личный вклад в организацию и успешное проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена в Ростовской области в 2003 году.
- Михайлова Т. Е. – финалист городского конкурса «Учитель года», Диплом в номинации «Педагогическое мастерство»;
- Заболотская Л.И. – участник фестиваля «Образование, карьера, бизнес».
2005 год:
- Кумова С.Ю. — победитель городского конкурса старших вожатых;
- Пищикова Е.В., Заика Ю.П., Точко Е.В. — победители городского и участники областного конкурса «Лучшая авторская разработка электронного приложения к уроку»;
- Пономарева Н.Г.- заместитель директора по ВР, победитель городского конкурса воспитательных систем;
- Федотенко С.В. – лауреат конкурсов «Российский образовательный форум инновационных разработок», «Народный педагог»;
2006 год:
- Лисаева С.В., библиотекарь- победитель городского конкурса школьных библиотек в номинации «Компьютерная презентация»;
- Губанова Н.С. – победитель областного конкурса «Урок письма», победитель муниципального смотра – конкурса методических разработок сценариев и мероприятий, посвященных Дню народного единства;
- Тырнова С.И., Семиглазова Е.В., Савенко В.Н., Коринякина И.А., Серова И.А., Михайлова Т.Е., Шумилина Л.И. — участники «Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», проводимого газетой «Первое сентября»;
- Пономарева Н.Г., учитель математики, Федотенко С.В., учитель русского языка и литературы – финалисты городского конкурса «Учитель года»;
- Десятниченко С.А. – лауреат городского конкурса «Самый классный классный»;
- Арженовская Т.Е. – III место в городском конкурсе методических разработок по изучению регионального компонента на уроках литературы;
- Тарасова Е.В. — II место в городском конкурсе методических разработок по изучению регионального компонента на уроках литературы;
- Потоцкая М.В. – диплом за подготовку победителя городской краеведческой конференции.
Кроме того, школа активно делится своим опытом работы на городском и областном уровнях:
2005 год:
- проведение областного семинара для глав администраций и начальников УВД муниципальных образований области: «Реализация программы «Профилактика асоциальных явлений»;
- участие в региональном круглом столе «Результаты эксперимента по введению ЕГЭ»;
- проведение городского семинара для заместителей директоров по воспитательной работе «Профилактика асоциальных явлений»;
- участние в региональной конференции по введению УМК А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой.
2006 год:
- проведение городского семинара для директоров школ: «Совершенствование математического образования»;
- участие в региональном семинаре по проблемам введения ЕГЭ;
- участние в региональной конференции – выставке «Предпрофильные и элективные курсы по математике как способ самореализации учителя и учащихся в системе профильного образования»;
- проведение городского семинара «Развивающие технологии на уроках декоративно – прикладного искусства».
Педагоги школы: Пономарева Н.Г., Бондаренко В.Б., Федотенко С.В. на протяжении пяти лет являются членами городских и областных комиссий по проверке медальных работ и проверке заданий части С по математике, русскому языку и литературе, предметных олимпиад.
Публикации педагогов:
2005 год — ж. «Практические советы учителю», № 10.Статья С.В.Федотенко «Учебник А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой и его возможности»;
2006 год- г. «Русский язык» издательского дома «Первое сентября». Статьи С.В. Федотенко «Опыт работы учителя как результат деятельности методического объединения (К проблеме работы с учебниками нового поколения)»; «Работа с подтекстом в произведениях В.В.Набокова»; «Учебник нового поколения: творческая лаборатория учителя и учащихся»;
Учебные пособия: «Особенности употребления страдательного залога в английском языке» и «Условные предложения в английском языке» — разработчик С.И.Тырнова, учитель английского языка высшей категории.
2.1 Организация образовательного процесса.
Педагогический коллектив школы особое внимание уделяет вопросам преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. В ОУ совместно с МДОУ Центр развития ребенка №24 и МДОУ №11 разработана программа предшкольного образования «Школа будущего первоклассника». Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с изменениями требований общества к уровню воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа преемственности рассматривается как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях обучения.
Результатом преемственности считаем: развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой, учебной), как важнейшего фактора психического и личностного развития и безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Особое внимание уделяется формированию психологической готовности к школе, развитию восприятия, воображения, художественно- творческой деятельности детей. Детский сад и начальная школа осуществляют педагогическую пропаганду среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе.
Особенностью программного обеспечения в начальной школе является обучение по программам учебно–методического комплекса «Гармония».
С 8 класса осуществляется углубленное изучение математики с использованием учебников для углубленного изучения предмета под редакцией Ю.Н.Макарычева. В оценивании учебных достижений в начальной школе (1 класс) используется безотметочная система.
В рамках организации предпрофильной подготовки и профильного обучения педагогами школы разработаны: управленческая и организационная модели; модель портфолио учащегося и элективные курсы («Геометрия окружности», «Что мы знаем о небесных телах?», «Способы решения текстовых задач», «Избранные вопросы геометрии», «Вероятность, нелинейность, самоорганизация: объединяющие идеи современного естествознания», «Правовая подготовка школьников», «Учись писать грамотно», «Тайны живой природы», «История отечественной физики», «Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры», «Экранизация русской классики», «Сочинения разных жанров»).
Портфолио используется в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации и учитывается при комплектовании профильных математических классов.
В результате анкетирования учителей школы, проводимого представителями ГОУ СПО — Шахтинский педагогический колледж и ГОУ ВПО «РГПУ», были получены следующие сведения о результатах использования современных технологий в учебном процессе:
Современные технологии | 1 ступень | 2 ступень | 3 ступень |
развивающее обучение | 50% | 44% | 22% |
проблемное обучение | 41% | 38% | 28% |
разноуровневое обучение | 50% | 38% | 19% |
исследовательские методы в обучении; | 13% | 22% | 28% |
проектные методы обучения; | 9% | 25% | 22% |
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие виды обучающих игр | 53% | 34% | 9% |
информационно-коммуникационные технологии; | 22% | 19% | 19% |
здоровьесберегающие технологии | 47% | 38% | 25% |
система инновационной оценки «портфолио»; | 0% | 3% | 3% |
Применяемые технологии расширяют возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придают образовательному процессу диалоговый характер и позволяют расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них отнесены:
- повышение уверенности учащихся в собственных силах;
- развитие позитивного образа собственного и окружающих;
- более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей;
- усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;
- повышение умения адекватно оценивать себя;
- развитие «командного духа» и «чувства локтя», коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;
- обеспечение развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;
- развитие исследовательских способностей;
- развитие умения мыслить абстрактно.
За последние годы опубликовано около 40 заметок и статей о школе в изданиях городского и областного уровня. Наиболее яркими из них являются:
О «школьных буднях» — «Наш последний год» (г. «К вашим услугам»,2005г.); «Нам скучать просто некогда» (г. «К вашим услугам», 2005г.); «Математика-царица наук» (ж. «Грушевский мост»,2006г.); «Процветания, красоты, успехов…»- об участии в городском конкурсе сочинений к юбилею города (г. «Шахтинские известия»,2006 г.); «Любимый учитель» (г. «К вашим услугам»,2006г.).
Школьные традиции – «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»- о проведении недели толерантности в школе; «Сколько лет российскому гербу?»- о празднике ко Дню народного единства; «Без огня, но с огоньком»- об участии в городском конкурсе рисунков на противопожарную тематику (г. «Шахтинские известия»,2006 г.); «День всех влюбленных» (г. «К вашим услугам»,2006 г.); «Как это было…»-о проведении мероприятий ко Дню освобождения города (г. «К вашим услугам», 2006 г.).
2.2 Воспитательная система ОУ
Событийный подход, положенный в основу развития системы личностных отношений участников образовательного процесса, позволил наполнить жизнь школьников яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими в « школьное братство» учеников и учителей посредством традиций-событий, к которым следует отнести праздник первоклассника, День учителя, День знаний, Чествование победителей олимпиад, «Ученик года», праздник последнего звонка, математический фестиваль, интеллектуальный марафон, предметные декады с проведением популярных игр «Умники и умницы», «Клуб знатоков», «Слабое звено», праздник весны «Масленица», «Осенний бал», КВН между учителями и старшеклассниками, конференции по различным проблемам преподавания предметов, выпуск поэтических сборников учащихся, педагогов и выпускников школы, выставки художественных работ учащихся и работ прикладного творчества.
В школе функционируют детские общественные организации, зарегистрированные на муниципальном уровне: Центр Детской Дипломатии «Галактика», объединяющий 75 учащихся 5-8 классов( Программа «Семь ключей») и
Совет старшеклассников, в который входит 80 учащихся 9-11 классов.
Детское объединение «Галактика» завоевало II место в Векторе «Единение» областного конкурса «Открывается занавес» IV этапа программы «Продвижение», II место в городском конкурсе юных дипломатов «Мир без конфликтов».
Учащиеся школы активно участвуют в общественной жизни молодёжи города:
Шубина Лилия — член городского Совета старшеклассников (2006 год);
Чернов Антон – член городской молодёжной Думы (2005 год);
Артёмова Олеся – член городской Думы старшеклассников (2005 год);
Мартыненко Алла, Четверикова Мария, Севостьянов Борис – корреспонденты городской детской газеты «Внимание, дети».
Развитие самосознания школьников происходит через участие совместно с педагогами и родителями в социально-значимых проектах:
«Наш дом – планета Земля» — экологический проект по благоустройству микрорайона школы в конкурсе социальных проектов благотворительного фонда ЗАО «Стройфарфор»;
«Давайте будем добротой щедры»- оказание помощи детям реабилитационного центра;
«Рождественский перезвон» — городская благотворительная акция;
«От сердца к сердцу» — городская акция (Благодарность администрации города);
«Ветеран живет рядом»- оказание адресной помощи ветеранам войны и современных военных конфликтов, проживающим в микрорайоне школы (Благодарность Комитета солдатских матерей);
«Подарок солдату»- городская акция;
«Песня, опаленная войной» — городской фестиваль (Грамота Администрации г. Шахты);
«Отечества достойные сыны»- городская акция (Грамота Комитета по делам молодежи Администрации г.Шахты);
Слет военно – патриотических клубов «Растим патриотов России» (Грамота Администрации г.Шахты и Совета ветеранов);
«Великому народу — великий язык» (говори правильно) – рубрика в муниципальной газете «Шахтинские известия», (готовит учитель русского языка и литературы высшей категории С.В.Федотенко совместно с учениками);
«Повышение эффективности подготовки учащихся к ЕГЭ по математике, как одной из форм государственной итоговой аттестации»- курс практического семинара, разработанный и проводимый для педагогов города учителем математики высшей категории Пономаревой Н.Г.
В соответствии с договором между ОУ и Шахтинской городской общественной организацией Армянский культурно — просветительский центр «Андраник» на базе школы функционирует Воскресная школа, в которой армянские дети изучают армянский язык, традиции, основы национальной истории и культуры.
2.3 Система дополнительного образования
Педагогические задачи по созданию условий для более полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся, раскрытию их потенциальных возможностей, развитию информационно-коммуникативной компетенции, созданию условий для творческой самореализации учащихся и педагогов школа успешно решает в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, науки и культуры:
- Шахтинский филиал образовательного учреждения высшего профессионального образования «Гуманитарный институт» (школа является базовой для прохождения практики по психологии и дизайну; совместное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса; преподаватели ВУЗа проводят занятия по рисунку и графике с учащимися школы);
- Шахтинский филиал Южно-Российского государственного технического университета (реализация программ дополнительного образования по предметам, базовым для обучения в техническом ВУЗе; участие в олимпиадах, организуемых университетом; проведение элективных курсов на базе университета для учащихся 9-11 классов);
- Южно-Российский государственный университет Экономики и Сервиса (консультации и семинары для учителей математики, информатики, английского языка, участие школьников совместно со студентами в научно- практических конференциях и «математических боях»);
- ГОУ ВПО «Ростовский Государственный Педагогический университет» (школа является базовой для прохождения практики студентами по математике, истории, совместное проведение социометрических и педагогических обследований);
- ГОУ СПО — Шахтинский педагогический колледж (школа является базовой для прохождения практики студентами 3-4 курсов по математике, истории, русскому языку, иностранному языку, осуществляется проведение совместных мастер-классов, конкурсов педагогического мастерства, рецензирование программ);
- Образовательная организация «Институт открытого образования» (пользование электронной библиотекой, участие в олимпиадах);
- Городской детский психолого-педагогический и медико-социальный центр (диагностика учащихся, индивидуальные беседы психологов с родителями и учащимися, проведение лекций и тренингов для учителей, родителей и учащихся);
- МОУ ДОД ДЮСШ № 1,2,3,4,15 (организация спортивных секций по волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, тхеквондо, греко-римской борьбе, плаванию, ОФП, художественной гимнастики)и проведение соревнований;
- МОУ ДОД СЮТур (реализация образовательной программы «Люблю тебя, мой край родной», организация экскурсий, проведение научно-исследовательских конференций, туристско-краеведческих слетов, геологических конкурсов);
- МОУ ДОД СЮТ (проведение кружков технического творчества и программирования на базе школы, участие в выставках технического творчества);
- МОУ ДОД ГДДТ (участие в творческих, патриотических, краеведческих, познавательных городских конкурсах, фестивалях, акциях);
- МОУ ДОД Детский экологический центр (казачий) (проведение кружков, выставок поделок из природного материала, рисунков, проведение научно-практических конференций, праздников);
- МОУ ДОД Детская школа искусств (преподаватели ДСИ проводят занятия по музыке и вокалу со школьниками, оказывают помощь в организации и проведении школьных и городских мероприятий);
- Центральная библиотека им. А.С.Пушкина (пользование медиатекой и Internet, участие в литературно-творческих конкурсах, встречи с поэтами и писателями);
- Городской краеведческий музей (посещение выставок, цикл тематических лекций для учащихся, встречи с ветеранами войны и труда).
За последние годы значительно возросло количество учащихся, охваченных внутришкольной системой дополнительного образования:
- во внеурочное время в 17 бесплатных кружках, секциях и клубах занимаются 85% учащихся школы (для сравнения в 2005г. – 76%, в 2004г. – 69%). Занятия проходят в компьютерных классах, мультимедийных кабинетах, танцклассе, спортивном и тренажерном залах. В 2005 году организован на базе школы спортивный клуб, в котором родители, педагоги и учащиеся проводят совместные занятия по игровым видам спорта.
За последние три года введены следующие программы дополнительного образования:
- «Мультипликация» (информационные технологии) для учащихся начальной школы;
- «Компьютерная графика» для учащихся начальной и основной школы;
- «Логика и начала анализа» (с использованием информационных технологий).
В рамках дополнительного образования разрабатываются и внедряются новые технологии обучения, расширяется пространство для удовлетворения и реализации индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учащихся: создается творческая атмосфера, способная развивать мотивацию учащихся.
Администрация школы работает в тесном сотрудничестве с родительской общественностью. Не реже одного раза в четверть собирается родительский комитет школы, на котором администрация отчитывается о проделанной работе, согласовывает дальнейшие мероприятия по развитию образовательного учреждения.
В марте совместно с ГОУ СПО- Шахтинский педагогический колледж проводятся анкетирования родителей школы с целью определения социального запроса и требований к школе и образовательному процессу, степени удовлетворенности качеством образования, источников их информирования при поступлении в школу.
Результаты анкетирования родителей
(март 2005 г.)
Показатели | Рейтинг |
школа дает прочные знания по предметам | 1,9 |
школа находится рядом с домом | 2,4 |
школа престижна в городе (много медалистов, победителей олимпиад, поступающих в Вузы) | 2,5 |
в школе хорошо, по-доброму относятся ко всем детям, дети редко конфликтуют между собой | 2,7 |
в школе воспитывается уверенность в себе, готовят к решению жизненных проблем | 3,0 |
школа развивает ребенка, дает ему возможность выбора для самореализации в учебе, творчестве, достижениях | 3,2 |
школа чистая, уютная, красивая, безопасная | 3,5 |
школа хорошо оборудована и оснащена (хорошая библиотека, достаточно компьютеров, Интернет) | 3,8 |
в школе хорошо организовано питание учащихся | 3,8 |
в школе много спортивных секций | 3,9 |
школа имеет статус школы с углубленным изучением математики | 3,9 |
в школе сложились традиции воспитательной работы, есть детские общественные организации, много кружков | 3,9 |
школа позволяет семье выбрать форму обучения (семейное, экстренат и т.п.) | 4,2 |
Как видно по результатам анкетирования, для родителей важно в первую очередь, что школа дает прочные знания для продолжения образования.
Ежегодно в апреле Советом по профилактике, в состав которого входят председатели родительских комитетов, психолог, школьный инспектор, учащиеся и педагоги, в школе проводятся обследования уровня воспитанности учащихся. В ходе анкетирования учащиеся 5-11 классов показали, в основном, высокий уровень воспитанности, что соответствует требованиям социального запроса. Подобное исследование способствует побуждению учащихся к самоанализу, самоопределению, самовоспитанию воли и характера.
3. Условия сохранения здоровья школьников
Сохранение и поддержание здоровья учащихся осуществляется с помощью профилактических действий, предпринимаемых медицинскими работниками, и активных занятий физкультурой и спортом. Медпункт школы полностью оборудован для оказания первой медицинской помощи, в каждом учебном кабинете имеются аптечки экстренной помощи.
Одно из главных направлений здоровьесберегающего образования учащихся – сбалансированное питание. Горячее питание получают почти все дети, 311 (44,4%) обеспечиваются бесплатным питанием. В течение учебного года проводится витаминизация блюд.
Медицинское обслуживание учащихся школы осуществляется в рамках договора с МУЗ Горполиклиника № 1. В школе ежедневно работает медицинская сестра, два раза в неделю врач-педиатр. Учащиеся всех возрастов регулярно проходят профилактические осмотры, диспансеризацию сотрудниками поликлиники, а также получают все необходимые прививки.
С 2003 года коллектив школы работает над реализацией программы «Здоровье». Эта программа предусматривает организацию оздоровительной работы по направлениям: блок организационных мероприятий, блок активного двигательного режима школьников, блок пропаганды ЗОЖ, блок профилактики стрессов и неврозов, блок организации работы с родителями и общественностью, блок профилактики вредных привычек, наркомании, СПИДа, блок профилактики инфекционных заболеваний, блок формирования у педагогов валеологического мировоззрения.
В традициях школы проводить Дни здоровья, спортивные состязания: «Папа, мама, я – спортивная семья!» и др.. В учебный план школы введен 3-й час физкультуры в 8-х,9-х,10-х и 11-х классах. Учащиеся начальных и 5-х классов обучаются плаванию в бассейне. Внеклассные мероприятия, проводимые в школе, также направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В 2005 году была создана и постоянно обновляется электронная база данных о здоровье учащихся.
Статистика заболеваемости учащихся
Тип заболеваемости | кол-во заболеваний | из них хронические | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Всего | 1405 | 1317 | 1270 | 1200 | 760 | 681 | 636 | 625 |
Простудные | 621 | 614 | 470 | 452 | — | — | — | — |
Дет. капельные | 2 | 2 | 1 | 2 | — | — | — | — |
ЛОР | 172 | 169 | 164 | 75 | 172 | 169 | 164 | 75 |
Нар. осанки | 196 | 142 | 121 | 99 | 196 | 162 | 121 | 99 |
Нар. зрения | 85 | 81 | 82 | 80 | 85 | 81 | 82 | 80 |
Нар. слуха | 1 | 1 | — | — | 1 | 1 | — | — |
Аллергич. | 26 | 23 | 21 | 20 | 26 | 23 | 21 | 20 |
ЖКТ | 50 | 48 | 32 | 29 | 50 | 48 | 32 | 29 |
ССС | 107 | 105 | 50 | 49 | 107 | 105 | 50 | 49 |
Нервные | 116 | 112 | 95 | 92 | 116 | 112 | 95 | 92 |
Остр. киш. заб. | 3 | 2 | 1 | — | — | — | — | — |
Основное направление лечебной физкультуры, проводимой с учащимися начальной школы, связано с коррекцией осанки.
Динамика состояния здоровья первоклассников
2003 уч. год | 2004 уч. год | 2005 уч. год | 2006 уч. год | |||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | |
Дефект речи | 7 | 5 | 5 | 3 | 15 | 12 | 12 | |
Сколиоз | — | — | 1 | 1 | 1 | — | 5 | |
Нар. осанки | 5 | 4 | 10 | 7 | 13 | 9 | 11 | |
Пон. зрения | 6 | 6 | 6 | 5 | 8 | 7 | 9 | |
Пон. слуха | — | — | — | — | 1 | 1 | — | |
Недостаток питания | 3 | 2 | 1 | — | — | — | 2 |
Физкультурные группы
годы | основная | подготовительная | специальная | освобождены |
2002-2003 | 70,4% | 24,3% | 1,7% | 3,6% |
2003-2004 | 73% | 22,5% | 1,4% | 3,1% |
2004-2005 | 79,8% | 16,4% | 1,1% | 2,7% |
2005-2006 | 83,2% | 14,3% | 0,5% | 2,0% |
В 2005 – 2006 учебном году снизилось количество пропусков занятий по болезни с 50602 (в среднем на одного учащегося 72, 3 урока – 14,5 учебных дней) до 46067 (в среднем на одного учащегося 67,7 урока – 13,5 учебных дней).
4. Состояние материально-технического обеспечения и систем безопасности школы.
В соответствии с предыдущими задачами программы развития школы участники образовательного процесса уделяли большое внимание развитию материально — технического оснащения школы для повышения качества образования и реализации профильного обучения. В 2005 году, после окончания капитального ремонта, существенно улучшена материальная база: учебные кабинеты оснащены современными техническими средствами обучения, имеется актовый и спортивный залы, школьный стадион, новое оборудование закуплено в столовую. Библиотека обладает общим фондом 28097 экземпляров учебников и 13487- методической литературы. В школе имеется медиатека. Выдачу CD-дисков осуществляет библиотекарь. Цифровые образовательные ресурсы, приобретенные и разработанные педагогами школы, используются регулярно, по мере прохождения учебного материала (в 2005 году – 12% уроков проходили с использованием ЦОР, в 2006г. – 19%). С 2005 года осуществляется мониторинг оснащённости образовательного процесса учебной, методической литературой и электронными образовательными продуктами. Два компьютерных класса оснащены 22 персональными компьютерами, в целом, в образовательном процессе используется 31 компьютер, 6 принтеров, 2 сканера, 2 мультимедийных проектора; компьютеры администрации объединены в локальную сеть с кабинетом математики и методическим кабинетом. Закуплено современное оборудование реализации профильного обучения на старшей ступени. Есть постоянный выход в сеть Internet. Такое оснащение школы дает возможность использовать информационные технологии на уроках и в управлении образовательным процессом. В ОУ создана единая БД по ученическому и педагогическому составам с использованием программного обеспечения для автоматизации управления ОУ- 1С:ХроноГраф Контингент и 1С:ХроноГраф Класс. Аналитическая деятельность осуществляется в электронном виде.
С 2004 года школа находится на финансовой самостоятельности. Бюджетное финансирование составляет примерно 85% финансовых нужд, оставшиеся 15% составляют спонсорские и другие внебюджетные средства.
Особое внимание Совет Учреждения и администрация уделяют условиям организации образовательного процесса школы:
- школа оборудована противопожарной системой, обеспечена огнетушителями, на каждом этаже имеются планы эвакуации людей и материальных ценностей, в коридорах вывешены стенды с противопожарной тематикой, а также стенд с правилами пользования первичными средствами пожаротушения; разработаны инструкции «Дежурному по школе и его действия при пожаре», на окнах первого этажа установлены распашные решетки;
- в школе осуществляется пропускной режим, имеется кнопка тревожной сигнализации; установлены телефоны с определителем номера.
Налажено взаимодействие с органами УВД, ФСБ, ГОиЧС, пожарной инспекцией и единой службой спасения города.
Осуществляется постоянный контроль состояния запасных выходов и путей эвакуации при пожаре и других чрезвычайных ситуацях, а также подвальных помещений.
Кабинет ОБЖ школы оснащен всем необходимым оборудованием: комплектами плакатов, макетами автоматов, учебными гранатами, противогазами, видеофильмами, мультимедийными продуктами. Руководитель ОБЖ в 2006 году прошел курсы повышения квалификации по проблеме «Администрация СЭП». В рамках программы по предмету «ОБЖ» учащиеся обучаются правилам безопасного поведения при возникновении пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
9 членов коллектива окончили курсы по ГО и чрезвычайным ситуациям.
Систематически проводится разъяснительная работа по соблюдению правил пожарной безопасности, а также правил поведения в случае возможных террористических актов и других чрезвычайных ситуаций с персоналом и учащимися школы.
Ежеквартально проводятся учебно — тренировочные эвакуации. В 2006 году совместно с ПЧ ГУ 13 ОПС Ростовской области проведены занятия с педагогическим коллективом и учащимися по теме: «Пожарная безопасность в учреждениях образования и в быту. Основные требования, порядок действий при возникновении пожара ». В школе создана дружина юных пожарных.
В планах Совета Учреждения установление наружного видеонаблюдения, оборудование входной двери системой видеонаблюдения.
Для реализации права работников школы на здоровье и безопасные условия труда заключен коллективный договор и соглашение по охране труда. Кроме того, сотрудники школы проходят медицинский осмотр, флюорографическое обследование и профилактическую вакцинацию против гриппа и других вирусных инфекций.
Разработана, согласована с отделом территориального управления Роспотребнадзора и реализуется Программа визуального производственного контроля. Она включает в себя самостоятельный контроль выполнения действующих санитарных правил и норм.
В школе за последние 5 лет не зарегистрированы случаи травматизма сотрудников и учащихся, пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
После завершения капитального ремонта значительно сократилось количество замечаний в предписаниях противопожарной службы, инспекции по охране труда, органов санэпиднадзора, правоохранительных органов.
С 2005 года впервые в Ростовской области в ОУ стал работать школьный инспектор. Опыт совместной деятельности школы и ИДН неоднократно освещался на страницах областных и местных газет, был показан по центральному телевидению на телеканале НТВ.
5. Характеристика системы управления
Управление школой реализуется посредством целенаправленного взаимодействия, сотрудничества администрации школы, всех участников образовательного процесса по вопросу достижения поставленной цели.
В школе реализовано сочетание принципов единоначалия и самоуправления.
В состав структуры управления школой входят: Общее собрание коллектива Учреждения; Совет Учреждения; Педагогический совет; Методический совет.
В состав структуры общественного управления школой входят: Попечительский совет Учреждения; Родительский комитет; Совет по профилактике; Совет старшеклассников.
Все решения принимаемые Советом Учреждения, Родительским комитетом и Конференцией обязательны для исполнения администрацией, педагогическим и ученическим коллективами.
Вопросы укрепления материально-технической базы школы, оснащения образовательного процесса, взаимодействия с учредениями города, материального и морального стимулирования сотрудников и школьников решаются Советом Учреждения совместно с депутатом Городской Думы Севостьяновым Юрием Николаевичем, который является выпускником школы.
Школьное самоуправление предполагает относительную независимость, защищенную правовыми актами и позволяющую коллективу самостоятельно определять содержательные направления, характер и формы деятельности.
В 2006 году на общешкольной конференции родителей принято решение о создании Управляющего совета. В настоящее время разрабатывается нормативная база функционирования Управляющего совета. Сайт школы (http://6school.ru), созданный в 2005 году, активно используется для информирования общественноcти о направлениях деятельности школы
Преподавательский состав принимает активное участие в работе органов местного самоуправления. 90 % процентов комиссии избирательного участка, функционирующего на базе школы, являются сотрудниками ОУ. В 2006 году четверо из них окончили базовую школу обучения резерва организаторов выборов «Избирательное право, избирательный процесс». Опыт работы комиссии освещался областным телевидением.
Два педагога являются народными заседателями в суде.
6. Анализ потенциала развития школы
За последние годы в школе накоплен положительный опыт локальных изменений, которые дали возможность учреждению сделать шаг вперед: изменение содержания и технологий; продуктивная работа над методическими темами, опыт проведения педагогических советов в нетрадиционной форме, целенаправленная работа по проблеме сохранения здоровья учащихся, взаимодействия школы с родителями.
Настало время системных изменений, затрагивающих все компоненты деятельности школы (цели, содержание, организация, технологии обучения и воспитания и т.д.), для обеспечения соответствия учреждения современным требованиям модернизации системы образования России – превращения ее в общеобразовательную школу с развитой системой дополнительного образования и социального воспитания.
Главным ориентиром и полезным педагогическим результатом реализации данной Программы станет создание условий для обеспечения непрерывного процесса становления учебной, социальной, гражданской зрелости и самореализации всех субъектов образовательного процесса в разнообразной познавательной, общественно полезной, досуговой и коммуникативной деятельности.
В ходе выполнения Программы развития школы в 2005 ? 2006 годах реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания образования, формирования системы оценки качества образования, развития материально-технической базы школы на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, расширения дополнительных образовательных услуг, совершенствования институциональных механизмов управления школы совместно с родительским комитетом школы.
Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в учебном заведении должна стать Программа развития школы на 2006?2010 годы, разработанная на основе Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, обеспечивающая продолжение модернизации российского образования.
Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению школы.
7. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.
Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансами школы в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Применение программно-целевого метода позволит избежать следующих негативных последствий и рисков, связанных с введением профильного обучения:
- замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования;
- сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно влияет на физическое и психологическое здоровье нации.
Вместе с тем при использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:
- с недостатками в управлении Программой;
- с неверно выбранными приоритетами развития школы.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов школы и органов образования в целом, что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития школы, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
8. Механизм реализации Программы
Координатор:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
- подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
- утверждает положение об управлении Программой.
В целях привлечения общественности к управлению Программой координатором Программы создается координационный совет Программы. В его состав входят администрация школы, представители педагогического и родительского актива школы.
Основными задачами координационного совета Программы являются:
- рассмотрение тематики программных мероприятий;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
- выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
9. План реализации направлений и мероприятий по выполнению программы развития МОУ СОШ № 6 с углубленным изучением математики
План реализации направлений и мероприятий по выполнению программы развития МОУ СОШ № 6
Задача | Основные направления и мероприятия по выполнению Программы | Сроки | Индикаторы |
Обновление содержания на ступени предшкольного, начального, предпрофильного и профильного обучения за счёт ориентации содержания на формирование ключевых компетентностей, вариативности образовательных программ, информационно – коммуникационных технологий, позволяющих учащимся реализовать индивидуальный образовательный маршрут. | Внедрение в практику образовательной программы предшкольного образования, ориентированной на процесс функционального развития ребенка и способствующей его успешному обучению в начальной школе.
Внесение изменений в содержание образовательных программ, отвечающих требованиям социального заказа. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в том числе информационно – коммуни-кационных для формирования компетентности учащегося. Развитие навыков учителей в области компетентностного подхода в образовании и использовании новых образовательных технологий. Создание WEB-сайта для интерактивного общения работников школ со своими коллегами по проблеме профильного образования. Организация дистанционного обучения. Развитие материально-технической базы: модернизация компьютеров, компьютерной сети, обеспечивающей сетевое взаимодействие в рамках деятельности школы как ресурсного центра. Создание системы оценки компетентностей. Внедрение созданных совместно с ВУЗами программ элективных курсов профильного обучения. |
2006-2007
2005-2006. 2005-2008 2006-2008 2006 2007 2006-2007 2005-2007 2005-2008 |
Соответствие программы основным задачам предшкольного обучения, целостность программы , результаты внешней экспертизы Доля детей 5-6 лет, прошедших подготовку к школе
Наличие вариативных образовательных программ, отвечающих запросам заказчика: учащихся, родителей, социальных партнёров школы Доля современных технологий в образовательном процессе Доля педагогов, повысивших квалификацию в области использования современных технологий; Наличие компьютерной сети, обеспечивающей сетевое взаимодействие. Образовательные результаты учащихся по результатам внешней экспертизы (ЕГЭ, Централизованное тестирование,) Соответствие измерительных материалов сущности ключевых компетентностей Наличие договоров с ВУЗами-партнерами Доля выпускников, продолжающих обучение по выбранному про-филю. Достижение учащимися профильных классов уровня допрофессиональной компе-тентности. |
Расширение участия общественности в общественно-государственном управлении школой путём включения в процессы принятия решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие школы | Создание социального партнерства между школой, образовательными учреждениями, организациями местного самоуправления, родителями по вопросам обновления школьного образования.
Развитие форм публичной отчетности, информационной прозрачности. Оптимизация системы управления путем компьютеризации средств управления. Повышение компетентности в области информатизации и использования новых информационных технологий персо-налом. Создание атмосферы психологического комфорта, материальных условий для успешной работы педагогического коллектива. |
2005-2008
2005-2008 2006-2007 2005-2008 |
Наличие Управляющего совета
Доля внебюджетных (допол-нительных) средств, привлеченных с участием общественных институтов. Информационные отчеты по итогам работы школы за год на сайте школы. Наличие единой электронной базы данных по школе. Доля сотрудников, владеющих средствами информационных технологий и использующих их в образовательном процессе. Доля педагогов, участвующих в конкурсах, грантовых программах, семинарах; получивших награды и поощрения |
Создание системы мониторинга, обеспечивающего отслеживание дальнейшего профессионально-образовательного пути выпускника школы | Разработка материалов и методик для проведения мониторинга, их апробация.
Использование возможностей Интернета для интерактивных опросов. Создание портрета выпускника профильной школы. Создание на сайте школы рубрики «Выпускники школы»; Подготовка учителей к проведению мониторинга. |
2006
2007 2006 2008 2006-2008 |
Пакет измерительных материалов.
Наличие электронной базы данных по выпускникам школы. Наличие публикаций, участие в семинарах, конференциях. Доля учителей, прошедших подготовку. |
Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья учащихся, их безопасного пребывания в школе. | Повышение уровня защищённости школы, улучшение и оздоровления условий проведения образовательного процесса.
Создание условий социально-психологической защищенности и сохранения здоровья учащихся и педагогов. Создание единого информационного банка о здоровье учащихся на основе медико-психологического мониторинга здоровья. |
2005-2008
2005-2008 2007-2008 |
Сокращение травматизма, снижение показателей заболеваемости учащихся и персонала.
Доля учителей, использующих здоровье сберегающие технологии. Повышение уровня комфортности всех участников образовательного процесса. Доля учащихся, участвующих в акциях «Здоровый образ жизни» («Класс свободный от курения», «Молодежь против наркотиков» и т.д.). Создание кабинета психологической разгрузки для учителя. Обновление электронной базы данных о здоровье учащихся. |
10. Финансовое обеспечение Программы развития
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||||
Бюдж.
(т.р.) |
Вне-бюдж.
(т.р.) |
Бюдж.
(т.р.) |
Вне-бюдж.
(т.р.) |
Бюдж.
(т.р.) |
Вне-бюдж.
(т.р.) |
Бюдж.
(т.р.) |
Вне-бюдж.
(т.р.) |
Бюдж.
(т.р.) |
Вне-бюдж. | |
1.Совершенствование содержания и техно-логий образования | 344.5 | 169,3 | 585,6 | 287,8 | 1054.08 | 518,04 | 1950,04 | 958,37 | 3217,56 | 1581,3 |
2. Развитие системы обеспечения качества образования | 315,3 | 155,9 | 536,01 | 268,03 | 964.81 | 477,05 | 1784,89 | 882,54 | 2945,06 | 1456,19 |
3. Повышение эффек-тивности управления в системе обра-зования | 89,7 | 43,5 | 152,49 | 73,95 | 274,48 | 133,1 | 507,78 | 246,23 | 837,83 | 406,28 |
4. Совершенствование экономических меха-низмов в сфере образования | 63,4 | 32,4 | 107,78 | 55,08 | 194 | 99,14 | 358,9 | 183,4 | 592,2 | 302,6 |
Итого | 812,9 | 401,1 | 1381,88 | 681,86 | 2487,37 | 1227,3 | 4601,61 | 2270,54 | 7593,65 | 3746,37 |
Всего | 1214 | 2063,74 | 3714,67 | 6872,15 | 11340,02 |
.: © Все права защищены 2006-2025 г. :.
.: Над сайтом работали: Багнюков К.В., Репенко А.Д., полный список :.