Главная » Рубрика психолога » На ваши вопросы отвечает психолог.

На ваши вопросы отвечает психолог.

Вопрос: иногда мне кажется, что я скорее мешаю, чем помогаю ребёнку учиться. Могут ли родители нанести вред своими неправильными действиями и что это за действия?
Вредные советы от психолога:
1. Систематически выделяйте исключительно ошибки и «неправильности» во всех видах работ своего ребёнка.
2. Регулярно говорите ему, что он лодырь, балбес, неумеха, тупица и т.п., который не хочет приложить минимум усилий, чтобы чему-нибудь научиться.
3. Не забывайте, как можно чаще сравнивать своего ребёнка с другими детьми, говорить, как хорошо получается у них и как плохо у него. Особенно эффективно сравнивать братьев или сестёр. При этом всегда поминайте недостатки природы или нехватку способностей.
4. Желательно постоянно указывать ребёнку, что и как надо делать. Во всём навязывайте свою точку зрения.
5. Старайтесь говорить ребёнку перед каждой контрольной: «Там нет ничего страшного, ты всё это обязательно сделаешь». Особенно эффективно это будет, если вы сами при этом бледнеете, а ваш голос дрожит.
Чётко выполняя эти советы, вы очень быстро увидите, что ребёнок не хочет идти в школу, не желает учиться, мечтает снова стать маленьким или заболеть.
Вопрос: что такое возрастные кризисы?
.На протяжении всей жизни человеку выпадает пережить несколько, так называемых возрастных кризисов. Три из них приходятся на детский возраст. О них расскажу подробнее.
Первый начинается в 2-4 года. Это кризис выделения своего «Я», когда ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. В этот момент может развиться негативизм, ребёнок пытается сделать прямо противоположное тому, что ему сказали; упрямство, строптивость, своеволие. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными. В семье с единственным ребёнком может проявиться детский деспотизм. Если подобные проблемы проявляются в вашей семье и мешают жить, лучше обратиться к детскому психологу.
Второй кризис наступает в 6-8 лет, период, когда ребёнок идёт в школу. Ребёнку приходится осваивать новые виды деятельности, выстраивать новые отношения с учителями, одноклассниками. Появляются новые обязанности, к нему меняется отношения самых близких людей – родителей. В этот момент надо быть предельно внимательным и тактичным, чтобы не сформировать у ребёнка «комплекс неудачника», или наоборот, не задрать самооценку до небес. И потом, не будем забывать, что учёба – это тяжкий труд, а так хочется побыть маленьким и всеми любимым!
Третий возрастной кризис наблюдается в 12-17 лет. Это самый сложный этап взросления. Время, когда происходит резкая перестройка организма, нарушается его физиологическое равновесие. Дети пытаются освободиться от опеки взрослых, проявляют свою самостоятельность. Возникает дух противоречия: всё, что говорят старшие, воспринимается или отрицательно, или «параллельно». В это время «потерять» своего ребёнка очень просто. Как никогда необходимы доверительные, тёплые отношения в семье. Но часто, к этому возрасту, они уже нарушены, нарушена связь с собственными родителями. Значит необходимо не «потерять» ребёнка на более ранних этапах взросления. Общайтесь со своими детьми! Если этого не происходит, вы отдаляетесь от них. Умейте выслушать, не оценивая и не перебивая. Ребёнок должен знать, что дом – это единственное место, где его поймут и простят, где его выслушают спокойно, без истерик и дадут мудрый совет. Родной дом, это место, куда хочется возвращаться, а не то, откуда хочется бежать, куда глаза глядят. И помните, даже если ребёнок отдалился от вас, он всегда вернётся туда, где любовь, понимание и уважение.
Вопрос. Как сделать так, чтобы ребёнок был послушный?
Очень общий вопрос и на него, не менее общий ответ:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
И ещё. Если хотите, чтобы дети были ангелочками, не будьте сами дьяволочками.
Вопрос. Хотим взять ребёнка из детского дома, но боимся отягощённой наследственности.
Не стоит преувеличивать влияние плохой наследственности. Гены генами, но если положить на чашу весов наследственность и воспитание, то воспитание, безусловно, перевесит. Кроме того, давайте будем честными, многие ли из нас могут похвастаться шикарной наследственностью? Необходимо помнить лишь о том, что ребёнок, брошенный родителями, несёт колоссальную психологическую травму и к нему нужен особый подход. И в первую очередь, повышенное внимание и любовь тех людей, которые собираются ему этих родителей заменить. В детских домах сейчас работают хорошие психологи и если внимательно следовать их рекомендациям, можно избежать многих ошибок и усыновлённый ребёнок будет для вас счастьем. Не лишайте себя этого счастья.
Вопрос. Я всё делаю для своего сына, а отношения всё хуже и хуже. У него появились друзья, которые мне очень не нравятся. Я боюсь, как бы он не начал принимать наркотики. Ну что ему не хватает?
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, от 3 до 7% учащихся начальной школы уже пробуют курить, большинство привыкают к табаку в 10-15 лет. Всё больше несовершеннолетних начинают употреблять наркотики, не осознавая, что отказаться от них будет очень сложно. Всё это происходит по причине непонимания между родителями и детьми, из-за подавленного состояния, несчастной любви, отчаяния. А часто, подростка просто берут на «слабо» и он не может сказать нет. Попадая в плохое окружение, дети подвергаются давлению со стороны. «Друзья» могут вынудить принимать наркотики путём подтрунивания или угроз. И даже понимая, что принимать наркотики или курить это плохо (сейчас только идиот не знает об этом), ребёнок начнёт их принимать. Ведь иначе он станет отверженным в том окружении, в той компании, которой он дорожит. А почему он ею дорожит, это другой вопрос. Почему дети уходят в дурные компании? Что их там так притягивает? Мы часто говорим: я всё делаю для своего ребёнка, работаю с утра до ночи, он сыт, обут, одет. А как часто бывает нам, взрослым постоянно некогда просто поговорить с собственным сыном или дочкой, перед сном обнять своего ребёнка, прижать к себе, как маленького, сказать несколько добрых слов. И это не займёт много времени. Малыши часто слышат от взрослых нежные слова. А вспомните, когда вы в последний раз говорили сыну или дочери в 15 лет, что любите их? Подростки говорят, что практически не слышат от родителей ласковых слов. Мы почему то стесняемся обнять и поцеловать своего выросшего ребёнка. Даже дома, наедине. Пусть он плохо учится, не помогает дома, дерзит и грубит, но скажите ему, что он вам очень нужен, что вы его просто сильно любите. Это не будет потакательством. Это прекрасно согласуется с требовательностью. Можно и отругать, и наказать. Но ребёнок должен чувствовать, что его всё равно любят, а если и наказывают, то для его блага. И это именно наказание, а не месть. Только не откладывайте добрые слова на потом, иначе, может оказаться поздно! Завтра он не примет вашу любовь, не поверит в искренность ваших чувств и уйдёт на улицу, сольётся с группой таких же, как ему кажется отверженных, не любимых в семье детей. И они его примут. Будьте уверены! Утешат, поймут и воспитают, но уже по- своему. Доверительные отношения нужны нашим взрослеющим детям. Любовь родителей творит чудеса. Не сравнивайте детей с собой (вот я в твои годы…), или с другими детьми (вот соседский Васька молодец, а ты…), они другие. Кроме того, одним из негативных факторов является свобода, незанятость наших детей. Они предоставлены сами себе, у них нет увлечений. Если ребёнок будет занят с утра до вечера, у него не останется времени на плохие компании. Но самым важным, во все времена останется любовь родителей. И напоследок, яркий пример из практики. Девочка – подросток с очень сложным характером однажды сказала мне: «Знаете, о чём я всё время мечтаю? Что бы мы с мамой по вечерам сидели на кухне, пили чай, болтали ни о чём и смеялись. Но только этого не будет никогда. Она меня не любит». Комментарии, как говорится излишни… Кстати, я очень сомневаюсь, что эта мама действительно не любит свою дочку. Конечно любит. И работает на двух работах, чтобы её содержать, и забыла о личной жизни. И, дай Бог, чтобы дочка поняла, чем мама для неё жертвует. Но посмотрите, насколько важным для подростка является простое человеческое общение, на которое у нас, взрослых не хватает времени и сил.
Вопрос. Что случилось с моим ребёнком? Когда она была маленькая, я не знала с ней забот. Сядет в уголочке, играет, не видно её, не слышно. Я занимаюсь своими делами, она своими. А сейчас повзрослела, грубит, уходит вечером из дома, меня ни во что не ставит.
Вы упустили драгоценное время, когда ребёнку было необходимо общение с вами. А сейчас получилось как в той рекламе по телевизору, когда маленькая девочка подходит к маме и просит с ней поиграть, мама отказывается, ссылаясь на занятость, а через некоторое время мама стучит в комнату к повзрослевшей дочери, откуда выходит крутая металлистка в пирсинге и советует матери идти мыть посуду. Да и вообще, знали ли вы когда – нибудь своего ребёнка, если она всё время играла в уголке, не мешая вам. А может эта грубость — неосознанная месть за то, что в своё время вы оттолкнули её, ссылаясь на занятость, не выслушали, не поиграли, не сказали ласковых слов, не погладили по головке?
Вопрос. Может быть это смешно, но есть ли какие — нибудь правила, которые помогут уберечь ребёнка от наркомании и наркомафии?
Смешного тут, честно говоря, мало. Проблема очень серьёзная. Давайте сначала разберёмся, почему дети решаются попробовать наркотик?
• Возможно это выражение внутреннего протеста.
• Может это знак принадлежности к определённой группе.
• Это риск, а потому, для определённого типа детей может быть интересно.
• Это приносит приятные ощущения.
• Так принято на молодёжной вечеринке.
• Это помогает почувствовать себя взрослым.
Так отчего зависит, станет ли ваш ребёнок пробовать наркотики или нет? Если он комфортно чувствует себя в семье, то либо не станет пробовать, либо это будет досадной случайностью. Но если подросток испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого найти поддержку и защиту, то наркотик станет для него тем, чего ему не хватает в жизни. В общении с ребёнком есть важные правила, которые становятся простыми, когда входят в привычку:
1. Разговаривайте с ребёнком. Если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием. Часто родители начинают говорить, перебивая ребёнка, начинают с осуждения его поступков и дело кончается, скандалами и истериками. Догадайтесь, в следующий раз ребёнок подойдёт к вам со своей проблемой? Или найдёт на стороне того, кто его сможет выслушать?
3. Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними. Давайте им образец поведения – рассказывать о себе, а не уходить в себя.
4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность с вами поговорить.
5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условий, которых ребёнок выполнить не сможет. Ребёнок должен знать, что ожидать от вас.
6. Старайтесь всё делать вместе, планировать общие интересные дела.
7. Активно развивайте интересы ребёнка, чтобы дать ему альтернативу, если вдруг ему предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.
8. Общайтесь с его друзьями. Подросток часто ведёт себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
9. Помните, что ребёнок всегда нуждается в вашей поддержке (и чем хуже он себя ведёт, тем, значит, больше он в ней нуждается). Помогайте ему поверить в свои силы. Если говорить ему, что он плохой, никуда не годный и т.п. он таким и будет. Ведь вы его на это программируете…
10. Показывайте пример: алкоголь, табак – легальные вещества. Но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей.
11. Не запугивайте: они могут перестать вам верить. Если необходимо наказание, оно должно быть адекватно проступку.
Вопрос: что лучше в вопросах воспитания – кнут или пряник?
Ни без того, ни без другого ещё никто не вырастал. Но вот ответ на этот вопрос, по- моему неплохо даёт детский поэт М.Шварц:
Если вы, родители
Ласкатели, хвалители;
Если вы, родители
Прощатели, любители, если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители, а просто восхитители!
А если вы, родители
Ворчатели, сердители;
Если вы, родители
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели, собакозапретители,
То, знаете, родители,
Вы просто крокодители!
Вопрос. Я узнала, что мой ребёнок употребляет слабоалкогольные коктейли. Но ведь в этом нет ничего страшного, правда?
Пиво, коктейли и другие слабоалкогольные напитки обладают высокой наркогенностью. Зависимость от этих «безобидных» напитков формируется за несколько(!) месяцев. Последствия такого рода зависимости разрушительны и для организма, и для психики. Коктейли, в большинстве своём – сладкие. А у ребёнка, на подсознательном уровне заложено: что сладко, то не страшно. Это как шоколадка, как газированная водичка. Втягивание происходит абсолютно незаметно. А потом по известной схеме: малое уже не удовлетворяет, хочется большего. Мышеловка захлопнулась.
Вопрос: моя мама меня не понимает. Жизнь сейчас так изменилась, а она всё настаивает на тех принципах, которые были действительны в прошлом веке. Что мне делать, ума не приложу?! Если послушаюсь её, поступлю в разрез со своими убеждениями.
Есть хороший анекдот. Малышка в три года думает: мама знает всё. Девочка в одиннадцать лет сомневается: наверное, не всё мама знает. Четырнадцатилетний подросток авторитетно заявляет: да что они вообще знают, эти старики! И наконец, прожившая жизнь женщина грустно вздыхает: да, надо было маму слушать…
Дорогие мои, может поменяться мода на одежду, могут возникнуть новые музыкальные течения, новый сленг и т.п. Но это – всего лишь обёртка. А основы отношений между людьми не меняются веками, не то что десятилетиями. Не забывайте две вещи. Во — первых то, что родители – это единственные люди, которые ничего кроме добра вам не желают и не какой корысти в отношении к вам не имеют, и если понадобиться отдать за вас жизнь, отдадут её, не задумываясь. И второе. Они уже были в вашем возрасте. И знают, что вы испытываете. И знают последствия ваших поступков. И все подводные камни на вашем пути. Это всё равно, как если бы вам предложили пойти из пункта А в пункт Б. Вы не знаете дорогу. Но другой человек, который по этой дороге уже прошёл, рассказывает вам: там болото, туда не ходи, там яма, туда можно упасть, этот мостик ели держится, его лучше обойти. Только полный кретин не воспользуется добрым советом. А если всё-таки не воспользуется, то попадёт и в болото, и в яму, и ещё куда-нибудь. Так что, не спешите с высоты своих 14 или 16 лет смотреть на убеждения родителей. Лучше прислушайтесь к их советам, даже если они идут в разрез с вашими убеждениями. Эти самые убеждения ох как меняются в течение жизни!

Вопрос: утро – самое тяжёлое для нас время. Часто оно начинается со скандалов типа: «Не хочу вставать!». Что делать? И ещё, как лучше делать с ребёнком уроки: сразу после школы, или немного подождать?
Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
• Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.
• Не определяйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
• Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
• Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабится (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем – то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
• Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
• После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо время для отдыха. Отдых может быть разным. Кому –то необходимо поспать час – полтора, а кому – то побегать, поиграть, может быть послушать музыку, сидя в кресле. Для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
• Не все дети могут делать уроки в один присест, некоторым после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные переменки и лучше, если они будут подвижными. Но если вы заметили, что ребёнок специально тянет время, не желая учить уроки, пресекайте подобное поведение, не позволяйте собой манипулировать.
• Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится!», «давай разберемся вместе!», «я тебе помогу!»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы.
• В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимы вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
• Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы пол часа, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
• Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом.
• Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
• Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой!» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Завтра новый день, и вы должны сделать все, что бы ребенок был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотации.
Вопрос: с какого возраста на ребёнка можно возлагать определённые обязанности по дому?
Позвольте на ваш вопрос ответить, опираясь на материалы Таксоновского общественного центра образования родителей, учителей, консультантов.
Распределение обязанностей.
При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах:
? У детей должны быть как обязанности, так и права. Если эти права произвольно, или под воздействием настроения нарушаются взрослым, то ребенок, в свою очередь тоже начнет сопротивляться любым усилиям вызвать его сотрудничество.
? Взрослые должны установить критерии качества работы, и принимать участие в оценке выполненной работы.
? Предоставьте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. Выбор ничего не делать – не возможен. После чего он выполняет выбранное, или подвергается логическим последствиям (наказанию).
? Позвольте наступить логическим последствиям при невыполнении работы. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.
? Установите соответствующие сроки выполнения задачи. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков.
? Меняйте порученные задания. Выполнение одного и того же задания очень легко наскучит ребенку. Детям нравиться справляться с новой или необычной работой.
? Используйте здравый смысл при выборе количества задач, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то он может начать «сидячую забастовку».
? Помните, что Вы являетесь образцом для Вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если не делаете это сами.
Проверьте Ваши критерии. Возможно, Вы являетесь перфекционистом относительно домашнего хозяйства и при малейшем отклонении от порядка Вы испытываете дискомфорт. Или, может быть, Вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди. Научитесь воспринимать дом как место для работы и общения членов семьи, а не как отражение Вашей персональной ценности.
? Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
Домашние обязанности трёхлетнего ребёнка.

? Положить книги и журналы на полку; собрать и положить игрушки на место;
? Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол;
? Убрать за собой оставшиеся после еды крошки;
? Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и
вытереть руки и лицо, причесаться;
? Одеться и раздеться помощью взрослого;
? Помочь разобрать пакеты с покупками и убрать их на нижние
полки;

Домашние обязанности
четырехлетнего ребенка

? С помощью взрослого сервировать стол;
? Под внимательным наблюдением помогать с покупками товаров в магазине;
? Следить за порядком кормления домашних животных;
? Помогать убираться в саду и во дворе;
? Помогать расстилать и убирать постель;
? Помогать мыть посуду, или с некоторой помощью загрузить
посудой посудомоечную машину;
? Протирать пыль с мебели;
? Намазывать масло на хлеб;
? Готовить холодные завтраки (хлопья и т.п.);
? Помогать разливать суп по тарелкам и т.п. на семейных обедах и
ужинах;
? Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на
кекс, залить сверху мороженое джемом и т.п.);
? Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости);
? Доставать из почтового ящика почту;
? Сообщать родителям, когда он (она) выходит из дома поиграть,
где он (она) будет находиться;
? Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых, и без
постоянного с их стороны внимания;
? Развешивать носочки, носовые платочки на невысоко
подвешенной бельевой веревке;
? Помогать складывать полотенца.
? Домашние обязанности
пятилетнего ребенка.

? Помогает планировать приготовление пищи и закупку
продовольственных товаров;
? Помогает приготовить бутерброд или простой завтрак, и убрать за собой;
? Сервировать обеденный стол;
? Добавлять в блюда согласно рецепту некоторые ингредиенты;
? Расстилать и убирать постель;
? Убирать комнату;
? Самостоятельно одеваться и подбирать одежду;
? Протирать зеркала, если они низко расположены;
? Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белье белое, в другую – цветное.
? Складывать чистое белье и убирать его.
? Отвечать на телефонные звонки;
? Оплачивать мелкие покупки;
? Помогать мыть машину;
? Помогать вынести мусор;
? Самостоятельно решать, как он потратит свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений;
? Кормить домашнего питомца и убирать его площадку;
? Самостоятельно завязывать шнурки;

Домашние обязанности ребёнка, идущего в первый класс.

? Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду,
соответствующую конкретному случаю;
? Пылесосить коврики;
? Поливать цветы и растения;
? Чистить овощи;
? Готовить простую в приготовлении пищу (приготовить хот-доги,
сварить яйца, приготовить тосты).
? Помогать развесить белье на сушилку;
? Развешивать свою одежду в платяном шкафу;
? Собирать дрова для камина, костра;
? Собирать граблями листья и полоть сорняки;
? Прогуливать домашних животных;
? Завязывать шнурки;
? Обработать себе мелкую ранку;
? Выносить мусор без напоминания;
? Помогать мыть, чистить автомобиль;
? Приводить в порядок ящик для столовых приборов;
? Накрывать, сервировать стол;

Домашние обязанности ребёнка, идущего во второй класс.

? Осуществлять уход за велосипедом. Запирать его в
соответствующем месте, когда он не используется;
? Принимать телефонные сообщения и записывать их;
? Быть на посылках у родителей;
? Купать собаку или кошку;
? Тренировать домашних животных;
? Нести пакеты с продуктами;
? Самостоятельно, без напоминания, вставать по утрам и ложиться
спать вечером;
? Быть вежливым, учтивым и уважительным к другим;
? Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак;
? Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца;
? Гладить простые вещи;

Домашние обязанности
восьми- и девятилетнего ребенка
(третий класс)

? Правильно складывать салфетки и правильно раскладывать
столовые приборы;
? Мыть шваброй или натирать пол.
? Помогать планировать расстановку;
? Самостоятельно наполнять себе ванну;
? Помогать другим (если они поросят) в работе.
? Наводить порядок в своих шкафах и ящиках;
? Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать
одежду и обувь;
? Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую;
? Складывать одеяла;
? Пришивать пуговицы;
? Зашивать распоровшиеся швы;
? Убирать «загрязнения», оставленные животными во дворе или дома;
? Приготовить для всей семьи простое блюдо по рецепту;
? Срезать цветы и поставить их в вазу;
? Собирать фрукты с деревьев
? Разжигать костер. Подготовить все необходимое для
приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду)
? Красить забор или полки;
? Набирать простые письма
? Помогать размораживать и мыть холодильник
? Кормить ребенка
? Купать младших братьев и сестер
? Полировать столовое серебро, медь или бронзу
? Протирать мебель в гостиной.
Домашние обязанности
девяти- и десятилетнего ребенка
(четвертый класс)

? Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину;
? Уметь общаться со стиральной машиной и (или) сушилкой;
? Отмерять стиральный порошок и отбеливатель;
? Покупать по списку продукты;
? Самостоятельно переходить улицу;
? Самостоятельно приходить на назначенные встречи (зубному врачу, на
занятия в школе и т.д., если это находиться на разумном расстоянии)
? Печь печенье их полуфабриката в коробках;
? Готовить еду на семью
? Получать и отвечать на свою почту;
? Приготовить чай, кофе или сок, разлить по чашкам;
? Ходить в гости;
? Планировать свой день рождения или другие вечеринки;
? В состоянии оказать простую первую медицинскую помощь
? Мыть семейный автомобиль;
? Уметь планировать свои расходы;

Домашние обязанности
десяти- и одиннадцатилетнего ребенка
(пятый класс)

? Не бояться оставаться дома одному;
? Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег;
? Уметь ездить на городском транспорте;
? Ответственно относиться к личному хобби;

Домашние обязанности
одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка
(шестой класс)

? В состоянии взять на себя обязанности лидера;
? Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер;
? Самостоятельно выполнять свои дела;
? Помогать отцу в строительстве, поделках, и выполнении домашних
дел;
? Чистить плиту и духовку;
? В состоянии самостоятельно распределить время учебы;

Домашние обязанности
учеников старших классов

? В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному
согласованию детей и родителей);
? Принятие ответственности за приготовление пищи для семьи;
? Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу,
поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр;

? Предвидеть потребности других и принимать соответствующие
действия;
? Иметь реалистические представления о возможностях и пределах
возможностей;
? Последовательно исполнять принятые решения;
? Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех
отношениях;
? По возможности зарабатывать немного денег.

Уважаемые родители! Безусловно, список этих обязанностей весьма общ и приблизителен. Но иметь некоторый ориентир всё – таки необходимо. Всё остальное зависит от привычек и традиций семьи, а так же Вашей интуиции.


29 ноября 2015 года.

Сведения об образовательной организации

Основные сведения Структура и органы управления ОО Документы Образование Руководство Педагогический состав Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда Платные образовательные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода) обучающихся Стипендии и меры поддержки обучающихся Международное сотрудничество Организация питания в образовательной организации Образовательные стандарты

Отдых и оздоровление детей

Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении

Информация

НОВОСТИ Минпросвещения России Информационная безопасность!!! Социальный заказ Приём в 1 класс Государственная итоговая аттестация Профилактика поведения Уполномоченный по правам ребенка Летнее чтение Подготовка к школе Полезные ссылки и телефоны Часто задаваемые вопросы

Разное

Электронные услуги Электронная книжная выставка Профком Галерея Карта сайта О создании

Регистрация

Войти
 Версия сайта для слабовидящих

Телефон доверия

телефон доверия

Платформа обратной связи

Платформа обратной связи

Горячая линия

Горячая линия Департамента образования города Шахты

Горячее питание

Горячее питание

Отдых и оздоровление детей

Отдых и оздоровление детей»

Бессмертный полк

Бессмертный полк

Этот год

Год защитника Отечества

Поиск





Посетители

19 июля 2025 г.
Правильный XHTML 1.0
Правильный CSS 2.1
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями обработки cookie-файлов и пользовательских данных с помощью Яндекс.Метрика, необходимых для аналитики и улучшения качества работы сайта. Запретить эти действия можно в настройках браузера.
Согласен
Отказаться