Главная » Учебник А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой как помощник учителю в подготовке старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку

Учебник А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой как помощник учителю в подготовке старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку

Примечание:
Речь идет об учебнике А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М.Вербум-М. 2003 г.

Основная концепция модернизации российского образования предусматривает принцип вариативности в выборе учебных пособий для средней школы. В 2003-2004 учебном году я начала работать в 10м и 11х классах по УМК Власенкова – Рыбченковой. Со второго полугодия истекшего учебного года получила возможность апробировать УМК Дейкиной – Пахновой. В УМК входит учебник – практикум для старших классов, программа практического курса, а также тематическое планирование, составленное на основе учебника-практикума. Авторы УМК, ученые, преподаватели столичных вузов, объективно воспринимают процессы, происходящие сегодня в российском образовании. Тематическое планирование составлено с учетом возможных вариантов недельного набора часов для проведения русского языка в старших классах (1,2 и 3 часа в неделю), что очень важно сегодня в условиях перехода к профилизации.

На семинарах и конференциях учителей-словесников очень часто приходится слышать вопрос: готовит ли учебник Дейкиной – Пахновой учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Ответ может быть только один – положительный. Да, учебное пособие не предусматривает серьезной, систематической работы по орфографии и пунктуации, здесь очень редко встречаются упражнения с пропущенными буквами или недостающими знаками препинания. Во-первых, как справедливо считают авторы учебника, такой подход затрудняет восприятие текстов, а, во-вторых, к старшим классам учащиеся уже овладевают базой орфографических и пунктуационных навыков. Со слабыми учащимися можно проводить дополнительные занятия корректирующего типа. Навыки правописания проверяются в основном в части А ЕГЭ. Как показывает практика, учащиеся не испытывают особых трудностей при выполнении заданий тестового характера с выбором ответа.

Особенность данного пособия – текстоориентированная основа. К выполнению части С учебник готовит более, чем какой либо другой. Различные разделы языка (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис) изучаются с помощью упражнений, представляющих собой тексты художественного, публицистического, научного, научно-популярного стилей. Разнообразна и тематика текстов: от строго научных, лингвистических до культурологических и текстов с нравственно-эстетической направленностью. Большое количество текстов мы встречаем и в других учебниках (например Власенкова – Рыбченковой), но в данном учебном пособии обнаруживается несколько иной подход к подбору текстов. Во-первых, они очень небольшие по объему, во-вторых, как уже было сказано, отличаются большим разнообразием и наконец в-третьих, являются образцами русской словесности, написаны великими мастерами слова. Читая их, учащиеся воспринимают тексты как «наглядное пособие» обращения с родным словом. Обилие текстов дает возможность, используя принцип демократичности, вместе с учащимися выбрать тот, над которым будем работать в течение урока. Малый же их объем позволяет эту работу обязательно довести до конца. Основной принцип анализа текстов в учебнике традиционен – это вопросник в конце каждого упражнения. Но встречаются и авторские находки: например, читая текст, сделать паузу, закрыть оставшуюся часть произведения и попытаться домыслить предложение или несколько предложений самостоятельно, а затем сравнить с оригиналом, выяснить, в чем разница и т.д.; или после того как в конце упражнения учащимся задан очень сложный проблемный вопрос, тут же предлагается для самопроверки ответ на него. При этом одаренные дети, ответив самостоятельно, имеют возможность сравнить свою точку зрения с авторской, а все остальные просто примут к сведению, обязательно прочитав ответ и заострив на нем внимание.

Само определение пособия (учебник-практикум) говорит о многом. Так, мы не встретим здесь обширных теоретических параграфов, учебник имеет исключительно практическую направленность: научить, сформировать навыки, в частности, написания сочинения- рассуждения. Материал, необходимый учащимся для этого, подается в различных формах. Очень интересна система памяток. Так, в разделе «Текст как речевое произведение» авторами в форме памяток даются такие понятия: роль первого предложения абзаца (с.43), основные средства связи между предложениями в тексте (с.46) (всего 14 видов), средства художественной изобразительности (с.57), лексика и речевые обороты для элементов сочинения (с.71), разновидности формулировок тем сочинения (с.82), как сделать цитату частью текста (с.83-85). Такую подачу теории отличает наглядность, конкретность, а также практическая направленность, что очень ценно и важно для учащихся. Тематика памяток очень разнообразна. Они помогают решить многие проблемы учителя и учащихся в подготовке к выполнению варианта С ЕГЭ.

Большую трудность обычно испытывают ученики в том, как начать свою письменную работу. Подсказка помещена на стр.43 учебника-практикума. На стр. 64 авторы раскрывают секреты разгадки слов в тексте, постижения замысла публициста или литератора. Кто из нас не сталкивается с проблемой однообразия синтаксических конструкций в работах детей? На стр. 37 приведены 13 возможных способов оформления собственного мнения учащихся в творческой работе. На стр. 143-144 дан подробный план с объяснением лексического разбора текста, на стр. 411, в разделе «Повторение» — подробный план морфологического анализа текста. При изучении различных частей речи авторами делается упор на их текстообразующую роль. На стр.229 дана таблица под названием «Наречие как средство связи между предложениями в тексте». Интересно и необычно то, что даже в таком «некоммуникативном» разделе, как «Пунктуация», авторы нашли возможным показать изобразительно- выразительную роль некоторых пунктограмм в текстах различных стилей, например, тире между подлежащим и сказуемым (стр. 368), многоточие в конце предложения (стр. 371).

В заключительном разделе учебника «Повторение. Контрольные упражнения» даны памятки, цель которых предупредить речевые, грамматические ошибки в работах учащихся (стр.400- об осторожности замены причастного оборота синонимической конструкцией). Заключительная памятка учебника (стр. 408) удивительна. Она свидетельство мудрости и чуткости педагогов – авторов и составителей учебника. Приведу ее: «Задание «Подготовьтесь к выразительному чтению» является очень важным. Выразительное чтение как искусство звучащего слова непременно требует подготовки , и анализ текста (речеведческий, языковой, стилистический, композиционно-содержательный) приводит к пониманию, осмыслению авторского замысла, что и проявляется при выразительном чтении. Следовательно, в том, как читается текст, проявляется глубина его понимания.»Последняя памятка подтверждает принцип логичности в расположении теоретического материала учебника, глубоко научную основу системы памяток. Все памятки выделены полиграфически-зеленым цветом – так что внимание учащихся неизбежно заостряется на них.

То обстоятельство, что основной раздел, призванный помочь учителю в подготовке учащихся к написанию творческой работы(«Текст как речевое произведение»), помещен авторами в начало учебника логически оправдано. Да, в системе языка текст следует после сложного предложения. Но в учебнике А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой все без исключения разделы основаны на текстоориентированном подходе, т.е. практически любое упражнение любого раздела представляет собой связный текст. Именно поэтому учащийся должен овладеть инструментарием по анализу текста в самом начале курса. А в дальнейшем от раздела к разделу его умения и навыки будут только совершенствоваться, ведь в каждом упражнении-тексте по любой из тем, будь то «фонетика», «существительное», «простое предложение» и т.д., авторами разработана определенная система вопросов, предусматривающая развитие навыков анализа текстов разных стилей.

Особую трудность для выпускников обычно представляет часть В ЕГЭ, ведь это задания, предполагающие краткий ответ, данный самостоятельно, без возможных вариантов, которые иногда могут служить подсказкой. Без глубокого знания лингвистической теории и умения применить ее на практике с этими вопросами не справиться. Не случайно все задания части В определены «Обобщенным планом экзаменационной работы по русскому языку для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы» как задания с повышенным уровнем сложности. Кроме того в этом нормативном документе, в последней графе таблицы указан процент учащихся от общего числа сдававших экзамен, справившихся с тем или иным заданием В. Он колеблется от 35 до 45 % , т. е. в сравнении с заданиями раздела А (65-80%) очень низок.

Подготовить учащихся к успешному выполнению задания части В, используя учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, можно с помощью проведения уроков-семинаров на материале ключевых понятий, помещенных в начале каждого раздела, с помощью анализа лингвистических текстов различных упражнений, в изобилии представленных в учебнике. Однако форма экзаменационного задания (открытого типа) требует для тренировки аналогичной формы задания-вопроса. На мой взгляд, учебник помогает готовить учащихся к данному разделу ЕГЭ именно потому, что его авторами предусмотрена особая система вопросов ко всем упражнениям –текстам. Для того чтобы постоянно держать в памяти огромный объем теоретических знаний материала 5-9 классов, помнить все термины грамматики, необходимо постоянно тренироваться. При этом учителю нужно только требовать от учащихся выполнения упражнений до конца, т. е. отвечать на все вопросы типа : «Составьте схему второго предложения», «Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами», «Выпишите из текста наречия, которые пишутся через дефис. Как они образованы?».

«Обобщенный план экзаменационной работы по русскому языку для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы 2004 г.» включает в себя раздел «Проверяемое содержание и виды деятельности», где определено основное содержание всех заданий, которое и должно замеряться конкретными тестами. Если сопоставить данный раздел с вопросами к текстам упражнениям учебника, то можно убедиться в незаменимости пособия для подготовки учащихся к ЕГЭ.

«Проверяемое содержание и виды деятельности» Примеры вопросов к текстам упражнений
В1. Словообразовательный анализ. Умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом. Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание: а) приставок; б) суффиксов? (стр.111)Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов «подберезовик», «подосиновик». Какова роль повтора однокоренных слов в этом тексте? (стр.175)Выпишите из текста слова: а) с нулевым окончанием; б) без окончания. (стр.176)
В2. Морфологический разбор. Умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом. Какие части речи вы узнаете в авторских неологизмах? Укажите часть речи там, где можете, и докажите правильность ответа. (стр. 177)Образуйте наречия от прилагательных: весенний, нелепый, несбыточный, вечный. Произведите морфемный разбор этих наречий. (стр. 226)Какой из предлогов является производным? Укажите, как он образовался. (стр. 230)
В3. Словосочетание. Типы связи. Умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом. Приведите 5-6 примеров словосочетаний с подчинительной связью – примыканием и управлением. Чем они отличаются друг от друга? Какой еще вид подчинительной связи существует в словосочетаниях? Приведите примеры из упражнения. (стр. 231)В каких значениях употребляются глаголы идти, лететь? Запишите несколько словосочетаний с этими глаголами, используя наречия как зависимые слова. (стр. 226)
В4. Грамматическая основа. Односоставное предложение. Умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом. Подчеркните грамматические основы предложения, определите тип односоставного предложения и его роль в тексте. (стр. 60) Подчеркните сказуемые и определите их вид. (стр. 110)Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте. (стр. 111)
В5. Простое осложненное предложение. Умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом. Укажите графически в предложениях причастные обороты. Расскажите об условиях их обособления. (стр.233)Подберите синонимы к вводному слову наверно. В каком из предложений употреблено обращение? Определите его роль. (стр. 118)Какими примерами можно проиллюстрировать правило «Тире между подлежащим и сказуемым»? (стр.123)
В6. Сложное предложение. Умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом. Составьте схему одного из сложных предложений. (стр. 64,68,71,104)Составьте схему последнего предложения. (стр.227)Произведите синтаксический разбор предложений, соответствующих схемам…(стр. 315)
В7. Средства связи предложений в тексте. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? (стр. 104) В каких случаях обстоятельственные слова с пространственным значением выполняют роль средств связи между предложениями? (стр. 253)
В8. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Зависит ли выбор служебного слова от стиля речи? Подтвердите ответ примерами. (стр. 230)Какова стилистическая окраска слова дол? Объясните его значение. (стр. 237)Найдите в цитатах повторяющиеся, однокоренные слова; слова, употребленные в переносном значении, синонимы, антонимы ( в том числе контекстуальные ). Какова их роль в поэтическом тексте? (стр. 237)

Таким образом, просто добиваясь добросовестного выполнения упражнений, проводя качественное отслеживание результатов, не прибегая ни к каким дополнительным дидактическим пособиям, мы систематически готовим учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Результаты моих учащихся по ЕГЭ в 2003-2004 учебном году подтверждают это. Экзамен выбрали 21 человек. Большинство из них успевали по предмету на «хорошо» и «удовлетворительно», отличники экзамена не выбирали. Из 21 человека двое получили отличную оценку, пятеро – удовлетворительную, остальные сдали экзамен на «хорошо». Одна ученица получила максимальное количество баллов за задание С (22). Ни один из учащихся, сдававших экзамен в форме ЕГЭ, ни по одному из 9 критериев варианта С не получил ноль баллов.

Таким образом, УМК А.Д.Дейкиной – Т.М.Пахновой сегодня единственный способен удовлетворить запросы современного российского образования, вступившего в фазу модернизации. Это учебник нового поколения, интеллектуально развивающий учащихся, помогающий воспитывать личность в каждом из них. Используя этот УМК, мы реализуем одну из главных задач на современном этапе: русский язык в старших классах реально становится частью филологического образования.

« Приложения

Сведения об образовательной организации

Основные сведения Структура и органы управления ОО Документы Образование Руководство Педагогический состав Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда Платные образовательные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода) обучающихся Стипендии и меры поддержки обучающихся Международное сотрудничество Организация питания в образовательной организации Образовательные стандарты

Отдых и оздоровление детей

Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении

Информация

НОВОСТИ Минпросвещения России Информационная безопасность!!! Приём в 1 класс Государственная итоговая аттестация Всероссийская олимпиада школьников Профилактика поведения Уполномоченный по правам ребенка Противодействие коррупции Социальный заказ Летнее чтение Подготовка к школе Полезные ссылки и телефоны Часто задаваемые вопросы

Разное

Электронные услуги Электронная книжная выставка Профком Галерея Карта сайта О создании

Регистрация

Войти
 Версия сайта для слабовидящих

Телефон доверия

телефон доверия

Платформа обратной связи

Платформа обратной связи

Горячая линия

Горячая линия Департамента образования города Шахты

Горячее питание

Горячее питание

Отдых и оздоровление детей

Отдых и оздоровление детей»

Бессмертный полк

Бессмертный полк

Этот год

Год защитника Отечества

Поиск





Посетители

18 ноября 2025 г.
Правильный XHTML 1.0
Правильный CSS 2.1
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями обработки cookie-файлов и пользовательских данных с помощью Яндекс.Метрика, необходимых для аналитики и улучшения качества работы сайта. Запретить эти действия можно в настройках браузера.
Согласен
Отказаться