Главная » Из опыта работы по УМК А.Д.Дейкиной – Т.М.Пахновой

Из опыта работы по УМК А.Д.Дейкиной – Т.М.Пахновой

Основная концепция модернизации российского образования предусматривает принцип вариативности в выборе учебных пособий для средней школы. В 2003-2004 учебном году я начала работать в 10м и 11х классах по УМК Власенкова – Рыбченковой. Со второго полугодия истекшего учебного года получила возможность апробировать УМК Дейкиной – Пахновой. В УМК входит учебник – практикум для старших классов, программа практического курса, а также тематическое планирование, составленное на основе учебника-практикума. Авторы УМК, ученые, преподаватели столичных вузов, объективно воспринимают процессы происходящие сегодня в российском образовании, один из основных принципов которого – принцип вариативности. Тематическое планирование составлено с учетом возможных вариантов недельного набора часов для проведения русского языка в старших классах (1,2 и 3 часа в неделю), что очень важно сегодня в условиях перехода к профилизации. Так, взяв за основу планирование 1 часа в неделю, я при фактической нагрузки 2 урока в неделю в 10-м классе сумела за одно полугодие изучить курс 10-го класса по УМК Дейкиной – Пахновой.

Особую ценность в УМК представляет, конечно, учебник-практикум. Если мы посмотрим на оглавление (стр.3), то увидим довольно привычное для нас отражение системы языка. Не совсем обычны однако, но чрезвычайно интересны первые три раздела: «О русском языке, о русской речи», «Текст как речевое произведение» и «Система языка». Первый из них обычно в учебниках представлен как общественно значимая тема, при раскрытии которой авторы как правило используют большую долю публицистичности. Однако в данном учебном пособии подзаголовок данной темы («Язык и речь. Типы речи. Стили речи».) говорит о научном подходе авторов к проблеме языка и речи. Структура разделов учебника – полное этому подтверждение. Лингвистическая компетенция, востребованная сегодня и достаточно представленная лишь в УМК М.Разумовской, в данном учебном пособии реализуется в полной мере на разных уровнях. Прежде всего имеются в виду ключевые понятия, помещенные в начале каждого раздела и так называемые лингвистические тексты, в изобилии представленные на страницах учебника. Помимо уроков семинаров, предусмотренных авторами учебника, предлагаю проводить уроки консультации, предваряющие семинарские занятия. Специфика учебного пособия определена самим наименованием учебник – практикум. Привычных для учащихся параграфов с подачей теории здесь не найдем. Однако в начале каждого раздела помещен перечень ключевых понятий по теме, что может служить основой для различных интересных видов словарной работы, например зрительный или терминологический диктанты. Я же использую данный материал для подготовки учащихся к семинарскому занятию. За два урока до семинара учащимся предлагается раскрыть теоретические понятия, названные авторами учебника ключевыми. Для этого (при отсутствии теоретических параграфов) учащиеся могут использовать а) памятки, помещенные в учебнике; б) лингвистические тексты упражнения; в) теорию из альтернативных учебников (например Власенкова – Рыбченковой). Это предварительная работа учащихся к уроку консультации, который проводится непосредственно перед уроком семинаром. На консультации учащиеся задают вопросы учителю, ведь как правило ключевые понятия проанализированы ими не в полном объеме. В процессе урока выясняется, что на тот или иной вопрос может ответить кто-либо из более подготовленных учеников, выступив таким образом в роли консультанта, или учитель может указать конкретный лингвистический текст учебника, где «кроется», может быть, неявный ответ на вопрос. В любом случае остается несколько теоретических понятий, в значении которых без помощи учителя разобраться очень трудно. На этом этапе урока мною используется элемент лекции. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы «пассивный» вид их деятельности их репродуктивного превратился в продуктивный, ведь на следующем уроке-семинаре любой из них может получить этот вопрос. Такая методическая ситуация оправдана тем, что в несколько раз повышается внимание учащихся, упрощается способ отслеживания результативности урока. В процессе урока-консультации учащиеся овладевают речевыми навыками, учатся правильно формулировать вопросы. Особое значение приобретает такой вид деятельности, как слушание – обычно «западающее» звено на уроках. Кроме того, диалоговая форма таких уроков приводит к смещению субъект – объектных отношений, так как внимательно слушать учащемуся приходится не только учителя, но и товарища. При этом часто возникают споры не только между учащимся и учителем, но и с тем или иным ученым – лингвистом. Ребята учатся формулировать собственное мнение, основанное на научных фактах.

Хочется остановить внимание на такой форме подачи теоретических знаний в данном учебнике, как памятки. Так, в разделе «Текст как речевое произведение» авторами в форме памяток даются такие понятия: роль первого предложения абзаца (с.43), основные средства связи между предложениями в тексте (с.46) (всего 14 видов), средства художественной изобразительности (с.57), лексика и речевые обороты для элементов сочинения (с.71), разновидности формулировок тем сочинения (с.82), как сделать цитату частью текста (с.83-85). Такую подачу теории отличает наглядность, конкретность, а также практическая направленность, что очень ценно и важно для учащихся. То обстоятельство, что данный раздел («Текст как речевое произведение») помещен авторами в начало учебника, (в то время как по логике текст как единица языка следует после сложного предложения) вполне оправданно. Ведь все без исключения разделы учебника основаны на текстоцентрическом подходе, т.е. практически любое упражнение любого раздела представляет собой связный текст. Именно поэтому учащийся должен овладеть инструментарием по анализу текста в самом начале курса. А в дальнейшем от раздела к разделу его умения и навыки будут только совершенствоваться, ведь в каждом упражнении-тексте по любой из тем, будь то «фонетика», «существительное», «простое предложение» и т.д., авторами разработана определенная система вопросов, предусматривающая развитие навыков анализа текстов разных стилей.

Уникальным разделом считаю третий, который называется «Система языка». Он не имеет аналогов ни в одном из действующих школьных учебников. Всегда считалось, что, лишь изучив предмет, можно иметь о нем целостное представление. Использую психологическую идею опережения, авторы знакомят с системой в целом до изучения частных тем данной системы. Конечно, в старших классах этот шаг оправдан, ведь в 5-9 классах учащиеся постигли данную систему на уровне среднего звена. Система русского языка представлена ключевыми понятиями в самом начале раздела (с.92). После изучения темы предлагаю задание, которое находит живой отклик у учащихся: составить систему из любой сферы (научной, общественно-политической, культурно и т.д.), интересующей каждого из них. Такой прием помогает научить ребят видеть мир целостным, части его взаимосвязанными. На фоне разных систем система языка воспринимается более зримо, четче видится взаимопроникновение всех её компонентов.

« Приложения

Сведения об образовательной организации

Основные сведения Структура и органы управления ОО Документы Образование Руководство Педагогический состав Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда Платные образовательные услуги Финансово-хозяйственная деятельность Вакантные места для приема (перевода) обучающихся Стипендии и меры поддержки обучающихся Международное сотрудничество Организация питания в образовательной организации Образовательные стандарты

Отдых и оздоровление детей

Сведения об организации отдыха детей и их оздоровлении

Информация

НОВОСТИ Минпросвещения России Информационная безопасность!!! Социальный заказ Приём в 1 класс Государственная итоговая аттестация Профилактика поведения Уполномоченный по правам ребенка Летнее чтение Подготовка к школе Полезные ссылки и телефоны Часто задаваемые вопросы

Разное

Электронные услуги Электронная книжная выставка Профком Галерея Карта сайта О создании

Регистрация

Войти
 Версия сайта для слабовидящих

Телефон доверия

телефон доверия

Платформа обратной связи

Платформа обратной связи

Горячая линия

Горячая линия Департамента образования города Шахты

Горячее питание

Горячее питание

Отдых и оздоровление детей

Отдых и оздоровление детей»

Бессмертный полк

Бессмертный полк

Этот год

Год защитника Отечества

Поиск





Посетители

13 июля 2025 г.
Правильный XHTML 1.0
Правильный CSS 2.1
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями обработки cookie-файлов и пользовательских данных с помощью Яндекс.Метрика, необходимых для аналитики и улучшения качества работы сайта. Запретить эти действия можно в настройках браузера.
Согласен
Отказаться